30 декабря прошлого года с конвейера АвтоВАЗа сошел последний седан ВАЗ-2105.
«Пятерка» прожила без малого 31 год — серийный выпуск Жигулей «второго
поколения» начался в январе 1980 года. Это рекорд среди вазовских
моделей — даже ВАЗ-2106
продержался на конвейере «только» 30 лет и один месяц (включая
производство на ИжАвто). Но если «шестерка» разошлась тиражом 4,3 млн
экземпляров, то седанов ВАЗ-2105 было выпущено чуть более двух
миллионов. Причем производил «пятерки» только Волжский автозавод.
ВАЗ-2105 был результатом очередной модернизации итальянского Фиата 124
образца 1966 года. На этой модели впервые в СССР появились блок-фары с
гидрокорректором, задние фонари с единой печатной платой, дюралевые
бамперы, а также брусья безопасности в передних дверях, которые
устанавливались на экспортные машины. Кроме того, двигатель ВАЗ-2105
объемом 1,3 л впервые в советском автопроме оснащался зубчатым ремнем
ГРМ вместо цепи.
С самого начала «пятерка» активно экспортировалась в Европу ―
например, в Англии праворульные машины под именем Lada Riva продавались
вплоть до 1998 года
За три десятилетия «пятерка» почти не изменилась, разве что в начале
девяностых к мотору 1.5 приспособили центральный впрыск топлива, а в
2008 году появилась модификация ВАЗ-21054 с двигателем 1.6, оснащенным
распределенным впрыском. Наряду с тем, что автомобиль постоянно
упрощался — изменялась отделка салона и электрооборудование ― в
последние годы на «пятерки» стали ставить бамперы и передние сиденья от
ВАЗ-2107.
Сегодня ВАЗ-2105 — самый дешевый автомобиль на российском рынке: завод
рекомендует продавать его за 178 тысяч рублей. Но большинство
покупателей вазовской «классики» уже давно отдают предпочтение чуть
более дорогой «семерке», которая отличается решеткой радиатора, капотом,
задними фонарями и передней панелью ― например, в прошлом году на
«пятерку» пришлось лишь 23% «классического» спроса. Поэтому АвтоВАЗ
решил прекратить производство модели.
Прощание с «пятеркой» на заводе прошло буднично. Последний
экземпляр цвета Мускари вместо заводского музея был отправлен в
дилерскую сеть
Из дилерских центров «пятерки» должны исчезнуть уже к концу февраля —
на складах осталось лишь около двух тысяч машин. Таким образом, из
некогда обширного семейства Жигулей сейчас выпускаются всего две модели —
седан ВАЗ-21074 в Тольятти и универсал ВАЗ-21041 в Ижевске (оба с
двигателями 1.6 мощностью 73 л.с.). В нынешнем году производство
заднеприводных моделей будет полностью передано на ИжАвто.